Известные греки России

их вклад в историю


Стурдза Александр Скарлатович

     Выдающийся  дипломат, богослов, писатель, переводчик и меценат.

     Родился 18 ноября 1791 в г.Яссы, Молдавия, умер  13 июня 1854 года. (Стурдзы и Ипсиланти находились в близком родстве через мать Александра Скарлатовича,  происходившую из древнего княжеского греческого рода Мурузи –   из Византии, откуда в 1204 году семья переселилась в Трапезунд, затем в Молдавию. Князь Константин Мурузи был господарем Молдавии и Валахии с 1777 по 1782 гг.) Переезд в Россию состоялся вскоре после рождения Александра Стурдзы.

     А.Стурдза получил великолепное домашнее образование (владел несколькими языками, изучал богословие, философию и историю), затем слушал лекции в германских университетах. На формирование его мировоззрения   повлияли сочинения греческих  богословов Е.Булгариса и Н.Феотокиса.

     В 1809 г. Стурдза поступил  в Коллегию иностранных дел, стал секретарем канцлера Н.П.Румянцева, а в 1812 произведен в переводчики. Затем работал в канцелярии Дунайской армии адмирала П.В.Чичагова в Бухаресте, участвовал в походе против императора Наполеона I.

     В 1813 г. он  дипломатический фактотум императора Александра I в Швейцарии, в 1814–1815 как переводчик, участвовал в работе Венского конгресса. В 1815–1816 - переводчик при статс-секретаре по иностранным делам И.А.Каподистрии, редактировал Акт о Священном Союзе, подписанный 14(26).09.1815 в Париже. По поручению императора Александра I составил тексты нескольких указов, в т.ч. указ об изгнании иезуитов из России от 20.12.1815.

     С 1816 г. – член Ученого комитета Министерства народного просвещения, в 1818 г. определен в Главное правление училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, где составил «Наставление для руководства Ученого комитета, (утверждено 5.08.1818), определившее основные направления политики в сфере народного просвещения – достижение «согласия между верою, ведением и властию».
Одновременно  Стурдза разработал проект довольно жесткого цензурного устава. 

     В 1818 г. Стурдза участвовал в работе Ахенского конгресса Священного союза. По поручению Александра I осенью 1818 г. составил «Записку о нынешнем положении Германии», в которой утверждал, что предреволюционная политическая ситуация в Германии порождена традициями немецкой высшей школы.

     Стурдза подверг резкой критике университетскую автономию Германии, распространяющую революционный дух и атеизм. «Записка» Стурдзы спровоцировала террористические акты против ряда  членов  правительства Германии, наиболее громким стало убийство А.Коцебу, которого многие считали «русским шпионом». А.Стурдза был вызван немецкими студентами на дуэль, но отказался в ней участвовать. В 1819 г. он покинул Германию и поселился в своем имении. Реакцией на скандал вокруг «Записки» стала эпиграмма А.С.Пушкина на Стурдзу: «Холоп венчанного солдата…».

     В 1821 г. Стурдза вышел в бессрочный отпуск по болезни и переехал в Одессу. В апреле 1828 г.  в ходе русско-турецкой войны 1828–1829  гг. был командирован в Бухарест для ведения походной канцелярии министра иностранных дел. После Андрианопольского  мира 1829 г. вышел в отставку и окончательно поселился в Одессе, посвятив себя литературной, общественной и благотворительной деятельности.

     В Одессе Стурза несколько раз встречался с А.С.Пушкиным, их беседы переросли в дружбу. А.Пушкин высоко оценил  ум А.Стурдзы. В 1823–1824 гг. у них нашлось немало общего, чем и объясняется отзыв поэта о нем как о «приятеле».

     Скорее всего, предметом  их бесед было восстание в Греции. «Враг революций», Стурдза в данном случае «всеми силами защищает греческую революцию как гражданский долг».
В конце 1830-х гг. он  вынашивал мысль о принятии монашеского пострига. С этого времени писал главным образом на религиозно-философские и церковные темы, а также создал портреты-биографии своих современников: Н.В.Гоголя, с которым всю жизнь дружил, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, князя А.Н.Голицына и др.

      Стурдза был категорическим противником революционных потрясений. Главные опоры общества Стурдза усматривал в религии и национальном характере.

     Общественным идеалом для Стурдзы была самодержавная монархия в союзе с церковью. Стурдза также высказывался за отмену крепостного права. Жуковский называл Стурдзу «нашим Платоном христианским». Взгляды Стурдзы  предвосхитили славянофильство.

     А.С.Стурдза  был одним из самых ярких активистов среди одесских греков, переводчиком с греческого и меценатом, стал учредителем «Общества истории и древностей» в 1839 году. Общество  внесло значительную лепту в историю и культуру одесских греков того периода. Совместно с Маразли - отцом А.Стурдза был организатором  помощи Константинопольским беженцам,  После смерти А.Стурдзы Маразли - сын продолжит его начинания, в частности  – содержание богадельни.

     Александра Стурдзу и его сестру - единомышленницу Роксандру Эдлинг связывают с Одессой многие благотворительные акции – они построили на свои средства церковь во имя Воскресения Господня в 1846 г., в 1850 – открыли одесскую богадельню сердобольных сестер, которая с 1859 года называлась Стурдзовской. Это здание и церковь Всех скорбящих радости (ныне возрожденная) сохранились напротив Стурдзовского переулка (ныне – Веры Инбер).
В качестве члена Одесской городской комиссии в 1897 г. Стурдза принимал активное участие в мероприятиях по борьбе с холерой, способствовал основанию Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, что было поддержано многими именитыми жителями города, в том числе и греками.

     9 мая 1844 архиепископ после праздничного молебна освятил корпуса и кельи сестер.
При монастыре была больница, где люди могли получить самую разнообразную помощь, а также  женское училища для сирот, переросшее позднее в женское Епархиальное училище.

     Александр Скарлатович Стурдза стал основателем и благоустроителем Одесской богадельни сердобольных сестер, которая была построена в 1847 году и существовала, вплоть до 1919 года, являясь образцом христианского милосердия и  высококвалифицированной медицинской помощи и ухода за больными.

     Недавно стали известны  новые данные о выкупе Тараса Шевченко из крепостной зависимости. Так, Александр Стурдза натолкнул Жуковского, когда тот был в очередной раз в Одессе, на мысль о сборе денег для выкупа молодого талантливого Тараса. Он предложил ему написать портрет и устроить благотворительный аукцион.

      Похоронили Александра Скарлатовича Стурдзу  на территории монастыря у церкви  св. Марии Магдалины. Церковь была построена на высоком морском берегу  самим графом А.  С. Стурдза – основателем   богадельни сердобольных сестер, во исполнение воли его сестры, графини Р.Эдлинг, которая завещала соорудить на ее средства церковь рядом со своей усыпальницей.   Освящение тогдашней церкви в честь Воскресения Господня состоялось  4 августа 1846 года.

     После смерти А.С.Стурдзы  его именем назвали  переулок  в центре города, но в годы советской власти Стурдзовский переулок переименовали. Греки Одессы несколько лет ведут работу по возвращению переулку имени Стурзды.


Источники:

1. Портал Богослов.Ru

2. Греки Украины




Наши финансовые реквизиты:

Яндекс.Деньги
41001107408325


www.copyright.ru Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru

Наши партнеры >>